LiNewb - Linux портал для начинающих: новости, анонсы, статьи, форум, FAQ по Linux.
LiNewb - Google поиск

Статьи, описания, мануалы » материал и комментарии


Поиск по разделу: 

Категории статей, описаний, мануалов

Мои статьи [0]О Linux в общем... [4]
Установка, обновление Linux [3]Сеть, Интернет [5]
Android [0]Графика [8]
Безопасность [1]Полезные советы [7]
Программы, утилиты [7]Игры, музыка, видео [1]
Прогр-ние: Web [1]Прогр-ние: Система, Приложения [0]
Разное [13]
Главная » Статьи » Разное

Как программисту заработать на Open Source
By Evan Miller
August 12, 2008

Я получаю письма от людей, которых никогда не встречал. Они просят меня принять от них деньги, чтобы я улучшил некоторые из моих любимых open-source программ. Все правильно. Я беру деньги. Я делаю то, от чего получаю удовольствие. И получаются у меня неплохие программы. И мне нравится раздавать результат моего труда. Это одна из лучших работ в мире, где-то между землевладельцем, коррумпированным госчиновником и известным юмористом.

Эта статья о том, что Вы тоже можете получать прибыль, создавая прекрасные open-source программы. Но если Вы не являетесь разработчиком ПО, возможно вам следует посвятить свободную минутку другой Web-странице, а не этой.

Когда я говорю о заработке на открытых проектах, я вовсе не призываю Вас приложиться к щедрой кормушке Mozilla Foundation. Это ведь будет как обычная работа, разве что пинков от руководства поменьше. И я не имею ввиду участие в частично (но вечно недостаточно) спонсируемых проектах под крылом гигантов вроде Sun или Apple. Нет, я говорю о такой работе, где Вы можете с утра немного повозиться с кодом перед завтраком. Я говорю о работе, на который Вы можете отказываться от скучных проектов. О той работе, где денег платят столько, сколько Вы сами заработаете. Я говорю о работе по контракту.

На самом деле я не собирался становиться контрактником, да еще и в open-source. Это произошло само собой, как секс со взрослой соседкой. Если бы я собирался стать полноценным, настоящим контрактником, я бы наверняка мог сделать значительно больше. Мы еще об этом поговорим. То, что Вы прочитаете дальше - просто набор советов, проверенных и не очень. Но я думаю они пригодятся. Этот путь не для всех, и он вовсе не легкий.

Для начала стоит понять кое-что из экономики. Делать деньги на открытых проектах трудно. Некоторые компании пробовали раздавать программы бесплатно, а продавать поддержку и сопровождение. Но оказалось что денег тут можно заработать, примерно как раздавая видеомагнитофоны бесплатно, и продавая инструкции к ним.

Если Вы разрабатываете закрытые программы, Вы можете продавать тысячи копий. В случае открытых программ, Вы можете продать первую копию, но остальные придется раздать бесплатно. Поэтому если Вы контрактник в open-source, вашим клиентом будет не средняя домохозяйка - нет, никаких плагинов к Pidgin или синхронизаторов для iPod. Ваш клиент - это шеф крупной компании, желающий сэкономить серьезные деньги с Вашей помощью.

Далеко не каждая компания готова платить вам за open-source разработку для неё. Прежде всего, такая компания должна иметь необходимость и стремление исправлять проблемы самостоятельно. Обычно это значит, что возникающие проблемы должны решаться быстро, независимо от времени суток. Если исправление ошибки в программе "может подождать до понедельника", то компания скорее купит готовое решение, чем будет связываться с собственной разработкой. Все-таки на разработку готового (закрытого) ПО обычно тратятся большие деньги, чем непрофильная компания может себе позволить.

Я полагаю что именно возможность быстрого исправления ошибок помогла open-source достичь такой популярности в мире web-серверов. Многие интернет компании зарабатывают тысячи долларов в час, и каждая минута простоя грозит потерей прибыли. В такой ситуации глупо ждать пока кто-другой придет и поймет что случилось и как это исправить.

Компания, использующая open-source в своей работе, должна быть достаточно велика, чтобы иметь несколько разработчиков в штате (как минимум для быстрого исправления ошибок), но не слишком много - иначе им будет проще все сделать своими силами. Так что у тех, кто может нанять Вас для контракта, уже есть от одного до пары десятков собственных инженеров.

Однако использование стороннего котрактника - всегда риск. Вы можете не уложиться в сроки, программа может быть с ошибками, наконец, Вы можете сбежать из страны. В целом, всякий предпочтет иметь дело с нанятым сотрудником - ему хоть есть что терять в случае плохой работы. Так зачем же фирма со своими программистами в штате будет заключать контракт на разработку с кем то еще? Ответ прост - только это они и могут себе позволить.

Если хотите стать успешным контрактником, Вы должны выделяться из общей массы. Вы должны делать что-то лучше, чем большинство разработчиков в любой конкретной фирме. Вы должны добиться, чтобы каждый руководитель думал: "Было бы круто заполучить его в штат, но если это невозможно, давайте хоть на время его наймем".

Ключ к этому - стать экспертом в чем-либо. Желательно экспертом с мировым именем. Для этого не надо знать эту область лучше всех; достаточно чтобы Вы могли показать - ваш уровень не хуже других в этой области. Не надо доказывать что Вы лучший - надо чтобы никто не мог доказать что он лучше Вас.

Лично я стал таким экспертом случайно. Садитесь поближе, молодежь, я расскажу вам историю. Однажды, давным-давно (2006), я работал в Большом Интернет Магазине. Мои коллеги часто обсуждали вещи, которые я не понимал - звучали термины "неблокирующие сокеты", "дублирование хендла", и другие, бывшие для меня китайской грамотой. Пытаясь понять этот язык, я стал читать, искать в интернете, и обнаружилось что они обсуждают не письмена с Розеттского камня, и не тайные масонские заклинания - а всего лишь тонкости сетевого программирования под UNIX. Я стал изучать глубже, просто чтобы стать "своим". Прочитал книжку по UNIX, еще одну по сетям, поигрался с кодом дома. И обнаружил что написать даже простейшую серверную программу - занятие не из легких. То есть в целом она работала, но при общении с отдельными браузерами появлялись ошибки. И я решил что пусть со всем этим разбирается кто-нибудь другой.

В то время я наткнулся на Nginx - веб сервер с забавным именем. И решил попробовать писать свои программки как расширения Nginx, а не возиться с самостоятельными приложениями. К сожалению, в интернете не нашлось никакой документации о написании таких расширений, так что я углубился в исходники, а все найденное записывал себе в блокнот. После пары вечеров и выходных за этими занятиями, я получил вполне ясное представление о том что мне было нужно. Правда, выяснить все подробности оказалось сложнее чем я ожидал - у Nginx были русские корни, а потому английских комментариев почти не было, а многие переменные имели имена из одной или двух букв. Или больше, но это ничуть не помогало - например "nldcf".

Результатом нескольких недель усилий стало моё первое расширение, включающее около 100 строк кода. Больше всего сил было потрачено на записи, которых набралось несколько страниц. И однажды днем, когда мне нечего было делать, я их набрал, и чего терять, выложил в интернет. В то время у меня даже не было своей странички, так что я просто послал в список рассылки, посвященный Nginx, статью "Emiller's Balls Out Guide to Nginx Module Development (DRAFT)" (Безбашенное руководство по написанию модулей Nginx).

Мое руководство быстро стало популярным в России - я с удовольствием видел название "Emiller's Balls Out Guide" на нескольких русских сайтах для разработчиков. А из англоязычного мира ко мне тонкой струйкой потекли вопросы о внутренностях Nginx. Оказалось что никто по эту сторону границы с Россией не писал таких расширений до сих пор, и я вдруг стал экспертом в такой узкой области.

И оказалось, что людям такой эксперт был нужен. Через пару дней после выхода моей статьи, я получил письмо с предложением написать расширение для одного стартапа. У них было много разработчиков; но вместо того чтобы усадить их на пару недель за изучение внутренностей Nginx, руководству было выгодней нанять меня (эксперта, ага) чтобы сделать работу. И еще они хотели чтобы результат был open-source. В то время я очень хотел купить MacBook Pro, так что я назвал цену ноутбука плюс налоги, и они согласились.

Если Вы разработчик, который до сих пор не работал по контракту, и никогда не получал денег по ставке "эксперта", Вы меня поймете. Над своим первым оплаченным модулем я работал усерднее, наверное, чем когда либо в жизни. Это очень вдохновляет - знать что чем быстрее я закончу, тем быстрее получу деньги, хотя это чувство и с примесью жадности. Вдохновляет - не совсем правильное слово: ты чувствуешь себя целеустремленным, полным энергии, окрыленным; это бьет как двойная порция любви и колы. Кажется, что в голове открылся новый Центр Вознаграждения - вдвое больше чем старый и с дополнительной парковой. И это было хорошо. Хорошо как золото. Хорошо как жадность. Хорошо как Бог. Я был Александром Невским, а Си был моим мечом.

Я отправил законченный продукт через 4 дня, хотя план был на 4 недели, а несколько следующих дней, отдыхая от "отравления кодом", провел глядя "Доктор Хаус". Когда я получал свой чек, шеф компании сказал что им очень понравилась моя работа, и они добвили к сумме еще 500$ - просто в знак благоданости.

Тогда я был занят другими проектами, так что пришлось отклонить их предложение по новому контракту. С тех пор я делал множество заказных работ, но не зря говорят - с твоим первым разом ничего не сравнится.

Впрочем, хватит седой истории. Я попытаюсь изложить свой опыт в виде "чистой мудрости" - этаких афоризмов с комментариями.

---
На кухне повара, нож который может резать всё, не режет ничего.
---
Хороший учитель лучше чем лучший студент.
---
Большие замки хранят маленькие секреты.
---
Люди ходят к шарлатану в офис, а не к доктору домой.
---
Сегодня шов, завтра костюм.
---

На кухне повара, нож который может резать всё, не режет ничего.
Будучи контрактником, надо быть узким специалистом. Недостаточно просто общего представления. Выбирайте себе систему, программу или библиотеку в которой будете разбираться. Что-то, что будет интересно для вас, и что будут использовать небольшие и средние компании. Пишите патчи, добавляйте функциональность и расширения до тех пор, пока не станете одним из лучших. И тогда докажите это всем.

Хороший учитель лучше чем лучший студент. Чтобы прослыть экспертом, пишите о том, что вы узнали. Объясняйте все в руководствах. Участвуйте в списках рассылки. Приезжайте на конференции. Но помните...

Большие замки хранят маленькие секреты. Не раскрывайте всего что знаете. Не доставайте из рукава последний туз. Наоборот, полезно упомянуть что "мелкие детали опущены".

Люди ходят к шарлатану в офис, а не к доктору домой. Не прячьтесь и не скромничайте. Сделайте сайт, рассказывающий о том кто Вы и чем занимаетесь. Люди не будут нанимать телепатов чтобы Вас искать.

Сегодня шов, завтра костюм. Компании, нанимающее Вас, могут иметь несколько проектов. И для начала они всегда предложат Вам тот, что поменьше. Если это небольшая работа, возьмите за нее соответствующие деньги. Если сможете произвести впечатление, следующий раз можете получить более перспективный контракт.

И напоследок, небольшой совет своими словами:

Выглядите профессионалом. Раздавайте визитные карточки на конференциях. Сделайте шаблон для выставления счета. Уверенно говорите сколько ваше время стоит. Не ленитесь писать тесты и документацию. Выполняйте работу досрочно. Создавайте код таким, каким хочет видеть его клиент, а не таким, как вы думаете, его хочет видеть весь мир. Говорите правильно.

В мире есть место для нeзависимых open-source котрактников. Я не знаю как много места. И я не знаю насколько долго это продлится. Но теперь Вы знаете как я стал тем кто я есть.

Ну, за исключением пары мелких деталей...

Источник
 
     


Категория: Разное | Добавил: linewber (01.02.2009)
Теги: заработать, программист, OpenSource, и показанного впервые во время
Просмотров: 1433 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
0  
1 RootSk8er   (09.03.2009 19:51)
Отличный сайт!;)

Имя *:
Email:
Код *:

Вход на сайт

Логин:
Пароль:

Нашли ошибку в тексте?

Система Orphus

Метки документов

Проект OpenNET 
Все зарегистрированные товарные знаки, находящиеся или отображаемые на страницах сайта /, принадлежат своим законным владельцам. Вся информация, полученная со сторонних источников, публикуется с обязательными ссылками на эти источники.